«Московская правда» газета 16 января 2014г.
…Гидон Кремер, Эл ди Меола, Йо-Йо-Ма, Эммануэль Акс, Дэниел Баренбойм, Мария Ильва Биолкати. Теперь в этот ряд по праву можно ставить имя Алёны Резник — российской исполнительницы произведений на музыку Астора Пьяццоллы. Премьерный показ ее новой концертной программы «Потерянные птицы» состоялся в Доме Высоцкого на Таганке, название программе дала песня на музыку «отца» tango Nuevo.
Актриса и певица Алёна Резник получила известность своими концертами – моноспектаклями. Посыл к этому жанру дала когда-то победа в конкурсе актерской песни им. Андрея Миронова. И хотя ее манеру исполнения романсов в среде музыкальных эстетов называют «неправильной», точнее было бы сказать – «непривычной», зрительская оценка однозначна: Алёна Резник создает сценические образы, уникальные для нынешней «коммерческой» театральной Москвы.
Певица обладает глубоким голосом с широким диапазоном, охватывающим «инструментальность» практически любого музыкального материала. Ее новый моноспектакль «Потерянные птицы» можно назвать явлением на столичной камерной сцене. Хотя бы потому, что «грустный» русский романс в актерской и вокальной подаче Алёны Резник оказался удивительно созвучен нервным стихам поэтов русского Серебряного века и порывисто-страстному аргентинскому танго нуэво.
Два отделения – две антитезы: мужское — женское, предчувствие страсти и воспоминания о ней, строгий английский костюм и лаконичность облегающего платья. Ни одного «оттенка серого». Только ярко бьющие тона: напряженность, изысканная утонченность, роковая предопределенность, жесткая агрессия, провал меланхолии, нежность, прикрытая маской сарказма…
Лирическая героиня, вторя «серебряным» строкам поэтов, переживает разные душевные состояния, но вызваны они одним всепоглощающим чувством – Любовью. Героиня живет миражами прошлого, ведет трудный диалог влюблённых, являясь то тенью мужчины, то тенью женщины. Сценический образ кажется слепком душевного состояния самой актрисы. Однако возникает ощущение какой-то провокации, когда она, в брючном костюме, визуально эксплуатируя мужской образ, поет «Ямщик, не гони лошадей» или «Клен ты мой опавший» своим вдруг осевшим – опавшим женским голосом. «Маленький Джонни» на стихи Веры Инбер неожиданно вклинивает безбашенную атмосферу кабаре. Удивление нарастает во втором акте, когда певица будто переносится туда, где любовь еще живет в настоящем времени. Вновь – ошеломляющее «перемещение» в кабаре: звучит «Танго свободных бабочек». На миг — ощущение дежа вю: в вокальном номере «Позвони» мимолетно проступает легендарный облик Людмилы Гурченко…
И вот, наконец, три финальные песни на музыку Астора Пьяццоллы: «Потерянные птицы», «Мария» и «Головокружение», которые объясняют всё. Они исполнены так, будто певица родилась лет сто назад в эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса, с их нищетой, уличными бандами и ночными клубами, там, где даже пластика прохожих пронизана ритмами танго. Стержень моноспектакля «Потерянные птицы» — танго, прошедшее исторический путь от борделей Буэнос-Айреса до европейских салонов высшего света. Актриса абсолютно органична в «аргентинском» образе. Гладко зачесанные блестящие волосы, скрученные на затылке тугим узлом. Худое лицо с красиво очерченными скулами. Тело, равно изящное и в мужском, и в женском костюме… Остается лишь удивляться тому, как точно и естественно Алёной Резник введена страстность танго в родные русские романсы.
Гениальная музыка Пьяццоллы основана на трагизме. Актриса и певица Алёна Резник в своем спектакле-концерте «Потерянные птицы» говорит с публикой о том же: о жажде жизни и быстротечности счастья. И в этом ей помогают аккордеон, фортепиано, виолончель, гитара и скрипка. Даже стул на пустой сцене в финале напомнил о привычках аргентинского революционера танго: исполняя свою музыку, он не сидел, как остальные, а ставил ногу на стул.
Этот замечательный моноспектакль выверен в мельчайших деталях, где все «работает» на «монолог» актрисы. Едва уловимые звуковые эффекты добавляют звон бубенцов, вой вьюги, шум прибоя. Свет то смягчает резкость слов и ритмов, создавая иллюзию бархатности ткани и настроения, то будто изнутри пронзает пламенем любовного костра стоящую на сцене женщину. Но, сколько бы драматизма ни несла в себе любовь, она дарит ни с чем не сравнимое счастье. И неслучайно апофеозом концерта-спектакля стал романс «Я обещаю вам сады» на стихи Бальмонта…
Алёна Резник делает сегодня на сцене то, что не укладывается в сложившиеся рамки тенденций и направлений московского театрального пространства. Она не развлекает, соединяя известную всем музыку и чуждую нашему времени рафинированность. Она говорит на языке высокой поэзии и больших страстей. И это потрясает!
Татьяна Короткова