Журнал «МУЗЫКА И ВРЕМЯ» март 2013г.
Зал медленно погружается в темноту… Мгновенье, полный свет на сцену – и на ее холодном и пустом безжизненном пространстве возникает она. Стройная и нереальная. Пронзительная и беззащитная. Женственная и неприступная. Величественная и загадочная. Простая и сложная…
Элегантная женщина в обтягивающем черного цвета брючном костюме и белой блузе сидит в обычном офисном кресле черного цвета – строгий классический этюд в черно-белых тонах. Длинные волосы деловито собраны в пучок, в руке женщины микрофон, ее взгляд сосредоточен, поза слегка напряжена. Кажется, что она на изготовке словно перед прыжком…
Прыжком в сады голоса и погружением в полет чувства… И действительно, сначала звучит голос – я никогда раньше не слышал этих стихов, этой лишенной всякой патетики, но волнующей оды чистой и романтически прекрасной любви. Интонации заставляют обратиться в слух. Затем звучит музыка – и голос начинает петь. Нет, не петь даже, а вести свой сакральный диалог с публикой… Интимный, чувственный, доверительный и такой искренний… Так начинается песенный моноспектакль «Поговорим о любви…» актрисы и певицы Алёны Резник. С этим проектом «Другого театра» на сцене Центра-музея В. Высоцкого певица выходит на публику вот уже почти два года, но интерес к программе, в которой звучат старинные русские романсы, танго, баллады и босанова, со временем не ослабевает. Уникальный театр Алены Резник востребован потому, что он правдив и в нем нет фальши, потому, что в наш суетный и бездуховный век побыть наедине с собой доводится нечасто, как нечасто удается погрузиться и в стихию прекрасной поэзии и музыки, предназначенной душе. С каждым номером программы, с каждым романсом, балладой или песней одна большая душа зрительного зала согревается все больше и больше: некогда холодное и безжизненное пространство сцены наполняется звуками живого трепетного голоса и теплом души исполнительницы.
В начале второго отделения певица выходит в не менее эффектном черном платье-«пенале»: оно – как ночное небо, на котором блестят огоньки-звезды. На плечи накинута черная газовая вуаль, длинные вьющиеся волосы теперь распущены и ниспадают до плеч. Рождается новый визуальный образ, но его внутреннее психологическое наполнение все то же, а его аура, облаченная в черное, по-прежнему светла, хрупка и… сильна. И в этом угадывается некий программный смысл: в искусстве не должно быть ничего внешнего, показного, все должно исходить – и в данном случае, несомненно, исходит! – из глубин души и чувства. На без зазрения обнаженной сцене нет ничего, кроме уже названного кресла, микрофонной стойки и двух кожано-металлических черных стульев, но именно в этом иррационально современном базисе театрального пространства и рождается подлинный музыкально-поэтический театр одного актера. В этом театре важно все: малейший поворот головы и тончайшие нюансы вокальных интонаций, скупой выразительный жест и непредсказуемый ураган драматически наполненных мизансцен, продуманно изысканная актерская пластика и голос души, идущий от сердца.
Исполнительский стиль Алёны Резник отличается поразительной рафинированностью и особым вниманием к поэтическому слову. В ее пении столько красок, нюансов и интонационных акцентов, что за полтора часа насыщенной и многоплановой программы концерта, пролетающих как один миг, всем этим богатством звуков можно наполнить целую вселенную. Вокально-актерские интонации певицы ассоциируются с россыпями горного хрусталя и переливами алмазных граней. Резец опытного мастера высекает из голоса певицы ту самую искру Божию, которая, единожды проникнув в душу слушателя, остается в ней навсегда.
В программе первого отделения концерта звучат популярные песенно-романсовые шлягеры Д. Ашкенази, Ю. Хайта, В.Липатова, Б.Прозоровского, И.Кобана, Б.Фомина, В.Матвеевой, Я.Фельдмана, Н. Ширяева,на слова П. Германа, Я.Полонского, С.Есенина Б.Прозоровского, И.Кобана, А.Д’Актиля, И.Северянина, В.Инбер, Н. Риттера, Н. Бектабекова, А.Фета. А также томительно чувственный романс «Мы оба лжем» неизвестного автора на слова Б. Тимофеева. Такие хиты, как «Ямщик, не гони лошадей» и «Клен ты мой опавший», «Два кольца» и «Пусть догорает вечер», «Сияла ночь» и «В шумном платье муаровом», невольно становятся своеобразными опорными точками первого отделения и вместе с другими исполненными опусами, складываясь в «симфонию любви», заставляют уноситься мыслями к горнему и вечному…
Во второй части вечера исполняются, в основном, сочинения В. Багрова и М. Спирина (слова С. Арсентьева, М. Гешаева, Г. Иванова, К. Бальмонта, И. Ветрова), а также М. Сытника, Е. Бачурина и Н. Антоненко (слова М. Сытника, Е. Бачурина, А. Рулиной и М. Гешаева). Композиционная ритмика этого отделения уже наполнена узнаваемыми интонациями нашего времени, но эта музыка по-прежнему светла и открыта высокому чувству, она глубоко философична, подкупающе чиста и, несомненно, первозданна. «Вот так уходят» и «Все про любовь», «Танго свободных бабочек» и «Южное танго», «Позвони» и «Я обещаю вам сады»… В единой репертуарной связке номеров завершающей части программы эти пьесы выступают уже новыми базовыми ориентирами, не только говорящими о любви, но и приглашающими нас в сады, в которых расцветает сама любовь, и иного способа попасть туда у нас просто нет…
музыкальный критик —
Игорь Аркадьев
«МУЗЫКА И ВРЕМЯ» — №3 — 2013